ibsorath: (kallisti)
[personal profile] ibsorath

Dorothea Tanning, "Birthday"


Пару недель назад в Англии был так называемый "кошачий скандал". Если кто не в курсе, в городке Ковентри тётка по имени Мэри Бейл кинула кошку в мусорный бак. Причём она сначала погладила её, почесала, пообщалась - а потом вдруг, тоглянувшись по сторонам, взяла и положила в мусорку, закрыв крышкой. Кошку нашли через полдня, сильно подохреневшую и недовольную.

Суть ситуации в том, что это всё было снято уличной камерой слежения, и таким образом установили, что же с кошкой случилось, и кто виноват. Ну а дальше началась травля тётушки Мэри, говорят, она за пару дней стала чуть ли не одной из самых ненавидимых людей в мире. На всякий случай тётку стала охранять полиция - потому что среди "защитников животных" слишком много желающих "саму её спустить в канализацию" и вообще "не знаю, что с такой тварью сделать".

В этой связи мне более всего интересны комментарии в таком вот духе:

Мир становится прозрачным, дамы и господа, хотим мы того или нет. Именно об этом я постоянно твержу всяческим параноикам-криптоанархистам. Законопослушному и просто порядочному человеку совершенно нечего опасаться камер слежения и даже сбора маркетинговой информации в сети. Наоборот, сплошная польза, имхо.

Такого рода мнений можно наковырять крайне много, вообще довольно распространённая позиция. На мой взгляд, это позиция крайне наивная, граничащая с глупостью. Во-первых, конечно, стоит помнить, что "законопослушность" понятие весьма изменчивое, и хрен его ещё знает, какого закона придётся слушаться завтра. Но дело даже не в этом.

Среди комментаторов этой кошачьей истории мало кто вообще попытался понять, а почему же Мэри Бейл вдруг так поступила. По свидетельствам её матери, она всегда очень любила кошек. Знакомые поверить не могут в произошедшее. И кошку ведь она гладила вполне с удовольствием, только потом вдруг будто что-то перещёлкнуло. Объясняют, мол, "изнервничалась на работе".

Идея "прозрачного мира", в котором "законопослушные граждане" будут жить-не-тужить, это, конечно, утопическая идея. И утопичность тут вовсе не в прозрачности, она-то уже на пороге, а в идее, что в таком мире "нормальным людям" автоматически будет "нечего бояться". Думаю, что ещё как будет чего бояться - и в первую очередь, самих себя.

***

Моя бывшая одноклассница, умница и вообще хорошая девочка, как-то поделилась со мной таким вот наблюдением. Когда мы, по окончании школы, переехали в большой город, где метро, она обнаружила, что каждый раз, когда к станции подкатывает поезд, чувствует сильное и необъяснимое побуждение прыгнуть под колёса или толкнуть кого-нибудь. Хотя - не суицидница, жизнь любит, мухи не обидит. Как я понимаю, она такая не одна, вроде распространённое явление, нет? Да и мне тоже иногда хочется выкинуть что-нибудь этакое, сказать кому-нибудь из близких гадость, что-нибудь сломать, а иногда оно и происходит, о чём потом жалею.

Объяснение, которое приходит мне в голову, следующее: бессознательный (в той или иной степени) саботаж. Попытки прорвать панцирь контроля. Кто читал книгу Уилсона "Иллюминатус!", помнит диалог Хагбарда Челине и Джорджа Дорна, где Хагбард рассказывает о попытках людей силой контролировать внутреннего Робота, о страхе перед ним, и о неврозах и психозах, которые из этого следуют:


— Это часть Истины, Джордж. Другая часть заключается в том, что всякий раз, считая себя запугиваемым, на каком-то другом уровне ты бунтуешь. О, какие же иллюминаты на самом деле идиоты, Джордж! Когда-то я собирал статистику по количеству несчастных случаев на производстве, выбрав для исследования город Бирмингем в Англии. Затем ввел все полученные статистические данные в БАРДАК и получил именно то, что ожидал. Саботаж. Бессознательный саботаж. Каждый несчастный случай был скрытым бунтом. Все люди, мужчины и женщины, бунтуют, но мало у кого хватает смелости в этом признаться. Все остальные противодействуют системе с помощью несчастных случаев, ха-ха-ха, или по глупости, еще раз ха-ха-ха! (...) Ты когда-нибудь задумывался, почему все работает плохо? Почему кажется, что во всем мире царит полный бардак?

(....)

Он видел мир роботов, которые, чеканя шаг, маршируют по дорогам, проложенным для них сверху, и видел, что каждый робот частично жив, и в нем теплится частица человека, дожидающегося удобного момента, чтобы поставить палки в колеса Механизма. И наконец он понял, почему все в мире работает неправильно и почему «Обстановка Нормальная» — это всегда «Абсолютный Бардак».
— Хагбард, — медленно произнес он. — По-моему, я понял. Эволюция происходит в обратном направлении. Все наши беды начались из-за послушания, а не из-за непослушания.



Постоянное оценивание своего поведения, оглядка на мнение других, пресловутый голос совести, чувство стыда - всё это приводит к формированию невротического характера. Более-менее свободны мы от этого в детстве, да и то не все. Потом пресловутая "социализация" делает своё, "папа учит вести себя в обществе", и всё такое. Внутренние досоциальные побуждения, то, что Фрейд называл "id", Берн "ребёнком", а Хагбард Челине "биограммой" или "роботом", никуда не деваются. А пока человек жив, этот невротический характер, эмоциональное напряжение, будут давать о себе знать, и будет возникать "желание дать этому папе пиздюлей". Эмоциональными срывами, необъяснимыми глупостями, семейными ссорами, несчастными случаями, аффектами и немотивированными преступлениями.

"Насаждение порядка = эскалация хаоса".


***

У слов "стыд" и "совесть" много значений, но одно из значений слова "стыд" - это дискомфорт, возникающий, когда тебя застали делающим то-что-хороший-человек-не-делает. А одно из значений слова "совесть" - это такой же дискомфорт, но возникающий, даже когда никого нет, и ничего ещё не сделано, а есть только мысль о том, чтобы что-то сделать, и страх, и мысль, а вдруг кто-то был бы.

Кто-то из знакомых рассказывал мне по большому секрету, (конечно я сам не такой, конечно-конечно), что иногда хочется, как в детстве, подурачиться, поползать по полу в комнате, поиздавать идиотские звуки и покорчить рожи - но он - ВНИМАНИЕ! - не может отделаться от мысли, а вдруг кто-то его видит? Пусть он один в квартире - а вдруг кто-то подсматривает? А вдруг друзья подшутили и установили в ванной видеокамеру, и увидят, какие он там смешные рожи строит, когда... даже сказать-то боязно... Вот это и есть совесть (в одном из значений). Невротический зажим контроля. Моя одноклассница, которая хорошая девочка, тоже как-то поведала, что у неё бывают, конечно, всякие причудливые эротические фантазии, но даже рассказать о них - не то что реализовать - страшно, потому что, а вдруг крышу сорвёт? Ну да, а вдруг Робот выйдет из-под контроля?

***

Теперь вернёмся к "прозрачному миру" и "законопослушным гражданам". Маршалл МкЛюэн говорил, что наша цивилизация превращается в Глобальную Деревню, где все друг друга знают. Это, действительно, так, электрические средства коммуникации сделали своё дело, упразднив пространственные и временные ограничения.

А с точки зрения того, о чём мы сейчас рассуждаем, это даже не Глобальная Деревня, а Глобальная Коммуналка. Ну, знаете эти архетипические: "да о тебе все соседи уже говорят, стыдно перед ними!" "что люди подумают" "уже весь двор судачит". Фантомный "внутренний сосед", голос совести, становится совсем не фантомным, а вполне реальным - благодаря интернету, камерам слежения, коммуникациям. Теперь подумайте, каково жить в мире, где любое твоё действие может вызвать мгновенную обратную связь, и привести к шквальной атаке озверевшего быдла, мечтающего "повесить эту тварь за одно место"? Понятно, что быдло ведёт себя так лишь потому, что само жутко угнетаемо своими неврозами - но когда оно обратило свой гнев в твой адрес, это слабое утешение. Никто же не станет разбираться в твоих мотивах, в нюансах, в контекстах. Сделала больно киске? Мразь! Уничтожить! Оскорбил нашу святыню? Мразь! Сжечь!

Так что придётся буквально каждый поступок соотносить с тем, что на тебя постоянно взирает звероподобная масса, готовая в любой момент встрепенуться и разорвать на куски. Такая жизнь, на мой взгляд, больше похожа на прогулку по амазонскому лесу, где за каждым кустом зубы, клешни и ядовитые жала. Законопослушная жизнь в стеклянных домах была описана Замятиным в романе "Мы", и она будет устойчивой лишь в условиях дикого тоталитарного давления. Либо законопослушность должна быть сведена к минимуму - не в том смысле, что все будут друг друга жрать и убивать, а в том смысле, что людям придётся спокойно относиться к странностям друг друга, перестать обращать внимание на особенности личной жизни, и привнести здоровый хаос и детскую непосредственность в свой быт. То есть организовать свою жизнь так, чтобы свести к минимуму то, что Райх именовал "панцирем характера". Правда, такой образ жизни совершенно несовместим с "традиционной моралью" (основанной, в первую очередь, на сексуальном подавлении и авторитарных идеалах). Но есть подозрение, что тут либо пан, либо пропал. Когда давление в котле растёт, либо надо уменьшать температуру, либо ждать, пока ёбнет.

Date: 2010-09-10 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] lead-and-aether.livejournal.com
«- Полиция предлагает населению Элм-террас сделать следующее: пусть каждый, кто живет в любом доме на любой из улиц этого района, откроет дверь своего дома или выглянет в окно. Это надо сделать всем одновременно. Беглецу не удастся скрыться, если все разом выглянут из своих домов. Итак,
приготовиться!
Конечно! Почему это раньше не пришло им в голову? Почему до сих пор этого никогда не делали? Всем приготовиться, всем разом выглянуть наружу! Беглец не сможет укрыться! Единственный человек, бегущий в эту минуту по улице, единственный, рискнувший вдруг проверить способность своих ног двигаться, бежать!
- Выглянуть по счету десять. Начинаем. Один! Два! Он почувствовал, как весь город встал».

451°

Date: 2010-09-10 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
Очень люблю эту книгу, да.

Хотя тут же никакой полиции не надо. Люди сами организуются и затравят кого угодно. Глобальная гопота в Глобальной деревне - страшная сила.

(no subject)

From: [identity profile] lead-and-aether.livejournal.com - Date: 2010-09-10 11:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lead-and-aether.livejournal.com - Date: 2010-09-10 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lead-and-aether.livejournal.com - Date: 2010-09-10 12:02 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2010-09-10 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
Да, именно.

Date: 2010-09-10 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] eyra-0501.livejournal.com
На самом деле, какой-то мучительный внутренний протест может вызвать только иррациональный запрет: "Потому что оно так должно быть!" "Потому что так надо!"
Помню собственное детство: любое "надо потому что" нарушалось с большим удовольствием и чувством собственной правоты.
Но ведь можно иначе: "Помнишь, как тебе делали укол? Так вот кисе еще больнее, когда ты дергаешь ее за хвост!"
Появляется рациональное объяснение - и все в порядке.
А в случае с англичанкой сам ее поступок иррационален, вот в чем дело. А это поневоле вызывает и неприятие, и ненависть.

Date: 2010-09-10 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
Когда мне в детстве говорили просто "надо чистить зубы", я ни фига не понимал, а когда объяснили "ЕСЛИ не будешь чистить, ТО они будут болеть, так опыт подсказывает" - я всё понял, тем более что опыт и правда подсказывал. В примере с кисой может так статься, правда, что информация о том, что ей ещё больнее, только обрадует юного садиста. Или он может вообще не поверить, что ей "больно" в том же смысле, что и ему.

Но в целом я с Вами согласен, да. Просто запреты - они в современном мире в большинстве своём иррациональные, в той или иной степени. По крайней мере, всевозможные "правила приличия" и т.п.

И вот ещё. У меня иррациональные поступки поневоле вызывают любопытство и желание понять. А у кого-то неприятие и ненависть. Почему так?

(no subject)

From: [identity profile] kusouhime.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:18 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-10 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] kycok-govna.livejournal.com
А по-моему это все не про Россию. У нас как ни у кого сильно коллективное бессознательное и стремление к хаосу, иррациональному.
Тут скорее речь об изначально подавляемых людях, которые там прогнутся, здесь прогнутся. А потом у них вдруг просыпается внутренний протест, как у толстого чувака из цельнометаллической оболочки.

Date: 2010-09-10 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
Ну, мне кажется в современной цивилизации всё население так или иначе подавляемо. У Райха в "Психологии масс и фашизме" это очень подробно всё расписано. "Бессознательное стремление" к хаосу и иррациональному есть следствие этого самого подавления, блокирующего свободное выражение побуждений, сексуальных, в первую очередь. Не знаю уж, почему Вы так Россию выделяете, но тут мракобесия не меньше, чем везде. И традиционное российское "всё через жопу, кроме клизмы" вполне коррелирует с рассуждениями Хагбарда о "принципе SNAFU", когда Обстановка Нормальная - это всегда Абсолютный Бардак.

Date: 2010-09-10 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] wisegrey.livejournal.com
Угу, Россия вообще очень дзенская страна =)

Date: 2010-09-10 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ghash_/
Вроде бы с очевидностью следует из сказанного, но хочется это проговорить - сама вот эта вот атака быдла на "отступника" есть реализация того самого подавляемого желания "толкнуть кого-нибудь под поезд" в момент, когда вдруг становится "можно". Появление легитимной цели для саботажа позволяет обойти ограничения, накладываемые "совестью", потому что на легитимную цель эти ограничения не распространяются. Круг замкнулся, система стала самоподдерживающейся.

Date: 2010-09-10 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
Совершенно верно!
Я начал было тоже на эту тему: Понятно, что быдло ведёт себя так лишь потому, что само жутко угнетаемо своими неврозами - но когда оно обратило свой гнев в твой адрес, это слабое утешение., но распространяться не стал. Спасибо!

Вы правы и насчёт самоподдерживающейся системы. Интересно, кстати, какой режим в таком обществе был бы устойчивым - что-то вроде колебаний, своего рода "ячеек Бенара", или некое аморфно-равновесное состояние. Ясно только, что это не была бы спокойная растительная жизнь))

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ghash_/ - Date: 2010-09-10 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ghash_/ - Date: 2010-09-10 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ghash_/ - Date: 2010-09-10 02:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-10 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] sabbath-shadow.livejournal.com
ёбнет же. не вижу иных вариантов.

Date: 2010-09-10 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] some1-inside.livejournal.com
мне это напомнило мой опыт нудизма. Сижу на речке, думаю "А вот прикола ради сможешь или не сможешь?" и вроде бы всем на тебя пофиг, но только собираешься снять трусы, кажеться, что все моментально оборачиваются и смотрят на тебя, даже если они за 300 метров сидят. А стыдно то как. И понимаешь, что этот стыд не более чем социальный рефлекс, а все равно трудно действовать.

Date: 2010-09-10 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
Да, нечто похожее мы как-то обсуждали с подругой. Возникла такая мысль, что зачастую все были бы не против не реагировать определённым образом, но каждый думает, что если он не прореагирует, то "спалится", поэтому ну его нафиг, лучше не выделываться. То есть такие реакции вообще никому не нужны, пользы от них никакой и ни для кого - кроме самих этих реакций, которые можно рассматривать как своего рода паразитов. Как у Берроуза в "Тетралогии Сверхновой", преступники Сверхновой - примитивные организмы, но не трёхмерные. Они что-то вроде компьютерных вирусов, самоподдерживающихся систем. Единственное, почему люди не хотят от них избавляться - потому что думают, что их личный паразит защитит их от нападения паразитов соседа. Что-то такое.

Ну и да, из жизни. Был вот вчера на собрании любопытном, ребята пытаются организовать вечеринку в духе дада. В итоге вместо спонтанной интеракции и коллективного безобразия всё равно получился концерт - потому что меньшинство пытается дурака валять, а большинство не может себе этого позволить, и просто понимающе кивает. И самое ужасное, что я тоже из большинства, настолько меня эти крабы поработили))

(no subject)

From: [identity profile] kerd-vivisektor.livejournal.com - Date: 2010-09-10 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] some1-inside.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] some1-inside.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] some1-inside.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shannar.livejournal.com - Date: 2010-09-10 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 07:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-10 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kerd-vivisektor.livejournal.com
А между тем вконтакте группы "давайте поможем больному котеночку" набирают больше членов, чем "поможем больному раком ребеночку".

И немного о Ковентри в другом ключе:

Разок в холодном январе,
По Англии катаясь, я решил
Сменить локомотив.
Остановились мы, гудок затих
И я, увидев мужичков
В водовороте пустячков,
Воскликнул «Вот деревня!
А родился здесь, в Ковентри.»

Хватило полминутки на оглядки
Чтобы понять, что этот городишка
Не изменился ни на шишку,
А я не помнил даже где
Право, а где лево здесь,
И где тот самый двор,
Откуда всей семьей
Мы отправлялись на велопрогулки.

Гудок опять, мы – снова в путь,
Я взглядом в пол уперся,
А мой дружок смеяться надо мной давай:
«Родной твой край красив. Не стерся ль
В памяти твоей?»
Нет, я прекрасно помню, как
Я НЕпровел здесь детство,
И тошнотворный весь бардак,
И глупое соседство.

Наш сад, где НЕ изобретал
Теорий глупых о происхожденьи овощей,
Где с чучелом не вел бесед о сущности вещей.
Мою семью, куда я никогда не мог придти,
Когда мне было одиноко или просто плохо,

Моих дебилов-братьев, шлюх-сестер,
Комичный Форд, и ферму, где мог стать
«Действительно собой».
Я покажу тебе, пойдем со мной,
Орляк, где не потел в решающий момент,
Трясясь от страха прежде,
Чем рвануться в бой;

И где она сдалась и отдалась
И все вокруг укрылось «жгучей мглой».
И классы, где мои вирши
Не сделали меня звездой,
Их не прочла кузина мэра -
Ей восхищались малыши -

Не позвонила моему отцу, чтобы сказать,
Что этого ребенка ждет слава,
Деньги и почет.
«Да ты как будто все здесь сжечь готов дотла»
Сказал мой друг, прочтя в моем лице ответ.
А я сказал «Скорее нет.
Я думаю, не место виновато в том,
Что происходит сплошь и рядом,

Да только никого не ебет.»

Филипп Ларкин "Я помню, я помню"

Date: 2010-09-10 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
Ну я ничего не имею против такого распределения, насчёт "котёнок" vs "ребёнок", сам тоже примерно такой. Но я хуею когда читаю эти вот "сварил бы в кислоте тех, кто кошке усы отрезал".

Date: 2010-09-10 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Гугл Живой, Всеблагий, Милостивый защитит нас!

Date: 2010-09-10 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kerd-vivisektor.livejournal.com
Ага и Вконтакте со своей системой определения местонахождения для всех кто заходит со смартфонов.

Ставишь статус "Чуваки, я тут травы вырубил!" и за тобой сразу выезжают. Люблю прогресс.

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kerd-vivisektor.livejournal.com - Date: 2010-09-10 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-takoeneb.livejournal.com - Date: 2010-09-14 09:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kerd-vivisektor.livejournal.com - Date: 2010-09-14 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-takoeneb.livejournal.com - Date: 2010-09-14 09:40 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-10 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] rosesolomon.livejournal.com
интересно
со многим согласна
но в целом странноватый поступок дамы из Англии
может это скорее всего была какая-то ассоциация с прошлым опытом с кошками,
подобно тому как бывает к незнакомому человеку, который вдруг напомнил кого-то из прошлого обижавшего вас или неприятного и как бы ведя внутренний диалог обижаешь этого (по сути ни в чем не виноватого) индивида, в отместку как бы тому из прошлого, которому отомстить не удалось, например.
но это конечно же просто предположение

Date: 2010-09-10 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
да всё может быть.
но очень уж этот поступок напоминает мне другие странноватые поступки, в том числе те, которые сам совершал, и совершаю иногда.

(no subject)

From: [identity profile] rosesolomon.livejournal.com - Date: 2010-09-10 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 08:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rosesolomon.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-10 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] xavisx.livejournal.com
Мир атомизирован, но при этом коммунален. Мы едим вкусное порознь и отвечаем каждый сам за себя, но получаем по голове при этом исключительно вместе. Все что есть хорошего - строго индивидуально и ограничено, все что есть плохого - глобально и вездесуще. Парадоксально: на нас одновременно давит одиночество и социальность. Когда рядом никого нет, нам плохо, когда есть, нам еще хуже. Как в зоопарке - каждый заперт в своей прозрачной клетке. Ключевой момент здесь именно в наличии клеток, а не в их прозрачности. Столетия назад отсутствовали те механизмы глобального контроля, что имеются сейчас, но при этом имелись гораздо более жестокие формы насилия, отчуждения и эксплуатации.

"Клетки" незримы, иногда даже и вовсе нематериальны. В растущей цивилизации мегополисов и массовых коммуникаций, при сохраненном неравенстве, нащете и бесправии, "клетки" растут из голов самих "заключенных", и на это две причины: хитрость механизмов публичной власти и индивидуальной психики. "Цензор", муштрующий "эго" и давящий "ребенка", как и весь дискурс социализации - продукт исключительно материального основания человеческой жизни. Даже сексуальное происхождение неврозов завязано на том, как общество производит, потребляет и сообщается. Подавлению сексуальности предшествует мораль, морали - социальная стратификация, стратификации - иерархия, иерархии - способ производства, производству - климат и география... Вся совокупность влияний, от изначального фактора к завершающему, создает эпистему, систему дискурсов, поддерживающую упорядоченность и иллюзорную логичность существующего порядка.

Массовый невроз становится чем-то вроде сцепляющего механизма между институтами власти, подчинения и порядка. Страх боли и наказания вымещается в агрессию и недоверие, что фактически разрывает все социальные связи, свободные от товарно-рыночного и рабочего окраса.

Date: 2010-09-10 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
До середины всё вполне симпатично и поэтично. Дальше что-то вроде фрейдомарксизма, а это совсем не моё. Что там чему предшествует, лично мне совсем не очевидно, и я с Вашей схемой совершенно не согласен. Впрочем, Ваше право, да.

(no subject)

From: [identity profile] xavisx.livejournal.com - Date: 2010-09-10 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 09:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xavisx.livejournal.com - Date: 2010-09-10 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 09:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xavisx.livejournal.com - Date: 2010-09-10 09:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com - Date: 2010-09-10 10:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] t-150.livejournal.com
ты превратно понимаешь совесть. это не внутренний сосед, это скорее внешний ты.

Date: 2010-09-11 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] ignore-you.livejournal.com
Я привык искать у таких сложных понятий, как совесть, самые простые и банальные корни — просто потому, что это скорее всего и будет правдой. Вот, взять к примеру, принцип, что необходимо в браке иметь одного сексуального партнера. Я считаю, что это все имеет корни где-то в Средневековье, когда эпидемии венерических заболеваний бушевали и решили ввести вот такое вот социальное правило. Потом-то, конечно, презервативы изобрели, но осадочек остался. Хотя, может правило и возникло где-нибудь раньше, и по каким-то другим причинам, но суть примерно та же — защита самих себя от чего-то.
И еще, мне не кажется, что котел ебнет, потому что эволюционные принципы не дадут этому произойти. Скорее всего, те, кто остался недоразвитыми людьми, которыми руководят социальные «нельзя», сами себя съедят или вымрут, вот и всё. Трансгуманизм во все поля, короче )

Date: 2010-09-11 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] ignore-you.livejournal.com
*не ёбнет

Date: 2010-09-11 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] kusouhime.livejournal.com
у меня отношение к этому двоякое, с одной стороны есть в "прозрачности" некий плюс:
http://www.youtube.com/watch?v=-88sriVqJcA - самый поцреотический клип
и для сравнения:
http://www.youtube.com/watch?v=J1qAOsqWWfY - "поцрет" в деле.
Вроде общественного осуждения: и человек впредь будет думать о том, как он себя ведет с окружающими может даже покончит жизнь самоубийством.
Да, я в это не сильно верю: если человек изначально - говно, то на него сложно общественным осуждением повлиять, можно при встрече дать в морду, можно потравить его во вконтактике, на худой конец. Мне лично в этом никакой выгоды нет, а так - хорошая практика: 24 часа в сутки снимать президента, министров, всяких управленцев - транслировать каждый их неверный шаг снимать неудачные постельные сцены, нелепые высказывания. После такого вряд ли кто захочет занимать руководящие посты, ну и хорошо.

К камерам в общественных местах отношусь спокойно. Независимо от их наличия, считаю, что главное - не вести себя как придурок. Но и есть что-то лицемерное в высказывании "порядочному человеку опасаться нечего".

К кошкам отношусь положительно, да и вообще не знаю как можно преднамеренно животных обижать. К гневным комментариям - с раздражением и усталостью: всё-таки они довольно однообразные всегда. У женщины есть неплохой выход: принести извинения хозяину кошки, пропиариться с публичными извинениями кошколюбам. Все будут довольны, а она может рассказать на каком-нибудь местном ток-шоу печальную историю о том, как она себя плохо чувствовала в тот день из-за плохого здоровья отца. Потом ей зададут пару каверзных вопросов (я видео не могу посмотреть, но говорят она так "воровато оглядывается"), она расскажет что завела котеночка и купила мусорный бак с дверькой, ей поаплодируют и подарят часы с кукушкой.

Date: 2010-09-11 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] kusouhime.livejournal.com
а вот еще апдейт: не люблю я одно изобретение, которое якобы для нашего удобства в интернете. Это боты, которые обрабатывают твои запросы в поиске, а потом на входе в какой-нибудь mail.ru выдают похожие ссылки.
Вот хочу я тайно посмотреть статью про увеличение члена, потом перехожу на почту, а там огромные банеры "Вы читали про увеличение члена и вот, что мы Вам подобрали..."
Или "последний товар, который Вы смотрели - анальная пробка!", иногда такое внимание обескураживает.

Date: 2010-09-12 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] cardamar.livejournal.com
Йооптваю! Вот это тему ты поднял! И ведь правда: где-то лет с пяти мне стало казаться, что взрослые иногда следят за мной с экраном в деревянной оправе с ручкой посередине. Похоже, в то время зарождался стыд и этот поглощающий массу сил внутренний контроль. Кстати у моего отца очень выражен "панцирь", и его можно видеть в напряженном сегменте плеч, лица и горла/шеи. И такой момент- после двух лет психотерапии у меня стало высвобождаться много подавленных сил. Я за день ни разу не ощущал усталости. Хотелось, например, дернуть косичку девушки рядом в автобусе. Но сдерживал уже не стыд, а страх безумия. Иными словами- эта энергия была неструктурированной. И осознанно распорядится ей тоже непростая задача?

Date: 2010-09-12 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] cardamar.livejournal.com
Йооптваю! Вот это тему ты поднял! И ведь правда: где-то лет с пяти мне стало казаться, что взрослые иногда следят за мной с экраном в деревянной оправе с ручкой посередине. Похоже, в то время зарождался стыд и этот поглощающий массу сил внутренний контроль. Кстати у моего отца очень выражен "панцирь", и его можно видеть в напряженном сегменте плеч, лица и горла/шеи. И такой момент- после двух лет психотерапии у меня стало высвобождаться много подавленных сил. Я за день ни разу не ощущал усталости. Хотелось, например, дернуть косичку девушки рядом в автобусе. Но сдерживал уже не стыд, а страх безумия. Иными словами- эта энергия была неструктурированной. И осознанно распорядится ей тоже непростая задача?

Date: 2010-09-14 01:52 pm (UTC)

Profile

ibsorath: (Default)
ibsorath

September 2016

S M T W T F S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 06:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios