
Ieronimus Bosch, "The Stone Operation"
Недавно мне позвонила мама, ну дежурный разговор, как здоровье, то-сё. И вот потом, чтобы поговорить о чём-то интересном и небытовом, она делится со мной впечатлениями о недавно просмотренной передаче.
По пятому каналу, директор Курчатника Ковальчук и известный олигарх Прохоров обсуждали концепцию некого "ё-мобиля". И что, якобы, это какое-то революционно-экологичное и суперкрутое транспортное средство. И что, дескать, технологии все эти давно у нас, в россии-матушке, были разработаны, только вот никому это не надо, а теперь вот нашлись умницы-меценаты (Прохоров с Ковальчуком, видимо). И вообще, какие они молодцы.
Короче, общее впечатление у моей мамы восторженно-восхищённое (excited). Умницы, так интересно говорят, и не ерунду какую-то, а реальные вещи. А за какое-то время до этого мама точно так же рассказывала мне, какой умница Анатолий Чубайс, который тоже в какой-то "научно-популярной" передаче какие-то умности говорил про нанотехнологии.
Я завис немного. И хочется мне поделиться своим мнением о всём этом. Сказать, что Ковальчук этот, по моему мнению, никакого отношения к науке не имеет, а просто вор и мудак. И что все эти чубайсовы нанотехнологии - это сами знаете что. Только вот мама моя с очень большой вероятностью воспримет это как проявление "негативного мышления", мол, "все у тебя кругом воры, шарлатаны", и вообще "ты бы послушал, что они говорят". В конце концов, стоит же на кухне у мамы фильтр Петрика, и ничего, "такая замечательная вода!".
Это я в качестве вступления рассказал. Сейчас я абстрагируюсь от петриков-чубайсов, а потом и от мамы, и основная мысль, надеюсь, станет ясна.
Для начала скажу, что мама моя вообще очень много смотрит всякие познавательные, научно-популярные и прочие программы. В этом она большая молодец, правда, есть один момент, как раз осевой в данном случае. Она все эти программы смотрит, как мне кажется, очаровываясь формой, а не содержанием. То есть, когда умный человек умно говорит умные слова, это само по себе очень интересно. А что стоит за этими словами, и стоит ли вообще что-то - уже не так важно.
Это напоминает классический образ "доски, исписанной формулами", которая часто встречается в мультиках и в фильмах. Там обязательно будет интеграл, корень, знак суммы и ещё E=mc2. Их комбинация будет абсолютно бессмысленной с научной точки зрения, но её достаточно, чтобы понять, что где-то рядом затесался очень крутой и может даже безумный учёный, и вообще в сюжете замешано что-то умное.
В принципе, я в детстве смотрел всякие научно-популярные программы точно так же, совершенно не понимая, что именно значат все эти мудрёные слова (точнее, вместо настоящего понимания у меня возникали какие-то смутные ассоциации - они, собственно, и очаровывали). Но то было результатом моей необразованности - со временем я просёк, о чём шла речь. А вот ситуация с Петриками и прочими "умными досками" другая. Когда слышишь их речь, стоит вспомнить Бейтсона и Витгенштейна, и прикинуть, какая именно информация передаётся в ходе такой "языковой игры".
По-моему, все эти интеллектуальные термины и сложносоставленные предложения вовсе не передают какое-то описание чего-то, как может показаться сначала. А если и передают, то по минимуму. Основная информация тут другая, и идёт по другому адресу и на другом уровне. Послание таково: "я использую умные слова, хорошо составляю из них предложения, так что я свободно ориентируюсь в предмете, в отличие от вас, поэтому вы свободно можете мне доверять".
То есть, такой текст - это не описание, а скрытое предписание: "верьте мне, я знаю, что говорю". Проще говоря, хитровыебанное кидание понтов. Можно даже сказать, что это, по сути, гипнотический текст. Никакой модели реальности или описания чего-то он может собой не представлять. Либо имитировать такое описание, чтобы минимальный критический барьер был преодолён. Это классический механизм "очковтирательства", известный хрен знает с каких пор и описанный во множестве замечательных произведений.
Ну вот, классический пример: "Всё построено на силах природы, с разрешения месткома и культпросветкомиссии, и представляет собой металлопатию, основанную на учении индийских йогов, угнетаемых английским империализмом".
Фильм "Два Капитана-2" вобще практически целиком состоит из подобного, а в сочетании с вкрадчивым закадровым голосом "под кинохронику" производит совсем свирепый эффект. Самый излюбленный мой пример - это, конечно, тексты некневсех философов, особенно французских двадцатого столетия, про которые отлично написал Пелевин в "Македонской критике". Почитаешь такое, и сам не заметишь, как дверь в гастроном номер 22 закроется, а ты уже внутри. Эриксоновский гипноз, или как оно там называется. Примеров привести можно ещё очень много, и о чём-то подобном я уже писал. Думаю, мысль ясна.
А теперь интересный поворот. Давайте подумаем, где и когда мы впервые сталкиваемся с подобным явлением? На мой взгляд, это происходит в школе, на уроках физики, математики, и прочих "естественных наук". Существует огромная разница между знанием формулировки какой-то теоремы или закона, и пониманием. Причём эта разница такова, что даже победители математических или физических олимпиад, или люди, ежедневно использующие эти инструменты в своей работе, могут совершенно не понимать суть этих конструкций. Похоже на примитивную магию - работает, и пускай, и не важно, как именно. Ничего, кстати, страшного в этом самом по себе нету. Смотрят же люди телевизор, совершенно не понимая, как он устроен.
Другое дело, когда речь идёт о доверии. Есть такая фраза: "если суть доказательства теоремы понята, в неё невозможно не поверить". Фраза совершенно верная. Вот только на практике получается так, что для того, чтобы поверить, достаточно увидеть, что кто-то другой вроде бы понимает эту самую суть. То есть, красиво и витиевато говорит.
Многие люди слышали, к примеру, о "трёх законах Ньютона". Многие их даже помнят. А многие ли понимают их суть? Вообще-то, особого смысла в их изучении в школе я не вижу, в том виде, в каком они преподносятся - это вообще анахронизм, довольно вредный и запутывающий. Зато те, кто что-то помнят, потом совершенно без сомнений впихивают в речь это вот: "действие равно противодействию". Применительно к жизни вообще. Типа, это что-то "объясняет". Обычно эти же люди не в состоянии объяснить, "под действием какой силы" человек отрывается от пола, когда подпрыгивает на месте, например.
Про электричество я вообще молчу - оно как было некой "магической субстанцией", так и осталось. Не отсюда ли растут все эти шизотерические "поля", "энергетики" и "флюиды"?
Огромное количество людей точно так же не понимает разницу между смыслом слова "закон" в юриспруденции, в физике и в математике. С одной стороны, употребляют фразы о том, что мол природа "подчиняется" законам физики (а ведь это, по-моему, скрытая теология, нет?), с другой стороны, всерьёз пытаются рассуждать о том, что в "параллельном мире" 2+2 могло бы быть равно 5.
(Кстати о параллельных - чудовищная популярная глупость про Лобачевского, который якобы "доказал, что параллельные тоже могут пересекаться", пожалуй, превосходит даже идиотское и не менее популярное "Эйнштейн доказал, что всё относительно". )
Короче говоря, итогом школьного образования является, в первую очередь, формирование мифа о науке. Вместе с ним могут приобретаться, а могут и нет, навыки использования инструментов науки в прикладных целях (кто-то сможет рассчитать скорость падения тела, кто-то вычислить сложный процент). Но в целом представление о науке сродни магическому. Гипнотическое воздействие, производимое "учёной речью" на обывателя, похоже на известный "эффект халата" - стоит какому-нибудь перцу в рекламе зубной пасты надеть белый халат, как доверие к его словам резко возрастает - врач же, профессионал.
Понятно, что для того, чтобы этот механизм работал, нужно, чтобы он был в своё время сформирован. Если нет мифа о науке - не будет и нужного эффекта, шарлатан просто не сможет произвести на обывателя нужное впечатление. А для возникновения мифа нужно, чтобы, во-первых, сформировалось знание о существовании какой-то сложной области человеческой деятельности, которая даже способна творить "чудеса", и представление о её характерных признаках (способность идентифицировать "учёную речь"), а во-вторых, полностью отсутствовало понимание механизмов, лежащих в основе этой области. Итог школьного образования точно такой и есть.
Предлагаю тогда задаться вопросом, а нахрена вообще нужно изучение в школе всех этих молекул, ньютонов и косинусов? Я думаю, польза от этих "знаний" исключительно в пресловутой "социализации". Знание того, что есть какие-то там законы Ньютона (а тем более умение их кое-как сформулировать) - это тоже самое, что знание того, в каком году было Бородино, или кто написал "Горе от ума". Инструментальной пользы от этих знаний ноль. Они служат своего рода дресс-кодом, малиновыми штанами, разделяющими членов общества на "образованных" ("интеллигенцию") и "быдло" ("неучей"). К житейской мудрости, смекалке, интеллекту и т.п. это никакого отношения не имеет - не более, чем стильность и модность пиджака. Зато все эти вещи снабжают их носителя авторитетом, демонстрируют, что перед вами - человек с понтом, а не хуй собачий, и раз ты не знаешь, что такое "симулякр", или "митохондрия", а собеседник знает, то помалкивай и мотай на ус и на уши.
Думаю, поднимающаяся в сети истерика по поводу "новых стандартов образования" одним из своих источников имеет страх определённой прослойки лиц, страх, что новый подход к цветовой дифференциации штанов станет малосовместим с привычным гардеробом всех этих тётушек-филологинь и заслуженных учителей РФ. К реальному пониманию каких-то вещей это образование как не имело отношения, так и не будет. Единственное, можно вспомнить фразу о том, что глупость это не отсутствие ума, а такой ум. Может быть, даже лучше, если в школе перестанут формировать корявое и глупое представление о математике, физике и прочих полезностях, и сосредоточатся на формировании отвращения к "России в мире", "патриотическому воспитанию" и, вероятно, "закону Божьему".
no subject
Date: 2011-02-04 09:29 am (UTC)Насчёт зомбиящика - ещё раз повторю, сам телек никаким "зомбирующим воздействием" не обладает, практически всё зависит от того, кто и как смотрит. То есть из ситуации "А сидит перед телевизором" ещё нельзя сделать вывод "А - зомби". Даже если на экране Аншлаг или Дом-2. А вот из ситуации "А - зомби, сидящий перед телевизором" можно сделать вывод, что "для А телек - зомбиящик". Даже если на экране Стивен Хокинг или Монти Пайтон.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-04 09:16 am (UTC)По поводу школы тут еще такой разрез. РФ (как и СССР) чуть ли не на первом месте в мире по количеству учителей на душу населения. Разумеется, что средний уровень учителя (его знания, профессионализм) крайне не высок. Тоже самое, кстати, относится к врачам, инженерам и научным сотрудникам.
no subject
Date: 2011-02-04 09:22 am (UTC)no subject
Date: 2011-02-04 09:22 am (UTC)no subject
Date: 2011-02-04 09:26 am (UTC)А, да, X=-1016 если не ошибаюсь
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-04 09:34 am (UTC)Причём ты про науку пишешь, а я с другой стороны скажу, что в бизнесе - абсолютно то же самое, если даже не ужаснее (потому что там даже не видимость науки, а видимость видимости). Тимбилдинги, таргетинги и брэйнстормы - сплошное буллшит-бинго, при должном уровне знания отлично работающее на таких же "мам" (чаще "пап"), которые хотят чтобы всё было инновационно и по-европейски.
no subject
Date: 2011-02-04 09:36 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-04 10:06 am (UTC)no subject
Date: 2011-02-04 10:07 am (UTC)Точно так же, как человек в очках говорит про синусоиды и кварки, человек в халате - про инфаркты и пилюли, человек в спецовке - про ХВС, ГВС и лежак. Их речь и не должна быть понятна. Они не для того говорят, чтобы обучить. Они просто делают своё дело и говорят на своём языке.
Чтобы общество нормально функционировало, в нём должно быть доверие к чужому труду и чужой речи, связанной с этим трудом. Ты приходишь к врачу, он говорит какие-то непонятные слова и прописывает таблетки и припарки. И это нормально, что ты не понимаешь его слов и просто доверяешь его профессионализму. То же и с любыми специальностями - от математики и до ремонта машин.
Другое дело, что у нас в обществе давным-давно все обманывают всех. И петрики со своими фильтрами и шарлатаны в халатах с БАДами ничуть не меньше врут, чем сантехники и ремонтники со своими разводками. Тут не в петриках и не в науке проблема. А в том, что общественно-экономические отношения прогнили и разваливаются. Профессионализм подменяется использованием специального языка.
А если вообще перестать в школах объяснять, что есть такая область человеческой деятельности - наука, то в обществе будет то же отношение к науке, что у многих технарей к философии. Что это болтология, шарлатанство и вообще незачем им деньги платить. Пусть удовлетворяют своё любопытство за личный, а не государственный счёт. И в демократическом обществе такое общественное мнение может привести к сокращениям финансирования науки, падению престижности науки, как сферы знания. И наконец, к тому, что люди просто перестанут поступать в университеты. Оно надо?
Проблема в обществе и экономике, а не в профессиональном языке, как таковом.
no subject
Date: 2011-02-04 10:40 am (UTC)Кстати насчёт понимания слов профессионалов. Если ты доверяещь профессионалу (в нормальном обществе), то профессионалу нет никакой необходимости щебетать перед тобой на "птичьем языке". Достаточно таблички на двери кабинета и репутации. А вот эти "говорения на языках" обычно используются именно для кидания понтов, другой причины я не вижу. Никаких вопросов у меня не возникает, если я вдруг случайно подслушаю разговор двух учёных или специалистов, и ничего не пойму - они ведь и не принимают в расчёт моё присутствие. А вот когда с экрана или газетной полосы кто-то вещает мудрёными фразами, обращаясь к широкой аудитории, возникает вопрос, чего он пытается добиться таким способом.
Между прочим, когда я писал исходный пост, то думал как раз не о узкоспециальных знаниях, а о так называемой "общей грамотности". Понимать, что такое М-браны или многообразия Калаби-Яу вовсе не обязан "средний человек". А вот иметь общее представление о том, чем занимается физика, что такое "энергия" и так далее - не мешало бы. Более того - лучше вообще не иметь представления об этих вещах, чем иметь смутное и отдалённое.
В школе вот зачем вообще изучают это всё? Какой вообще смысл в изучении в школе так называемой "математики" (а ведь все эти упрощения стоэтажных выражений и тригонометрические формулы - никакая не математика, и вообще непонятно, за каким хреном это надо) - при том, что можно было бы дать представление об эпистемологии, символических системах и языке вообще. Про физику: нахрен нужны эти самые "законы Ньютона", и вообще школьная физика, особенно с учётом того, что в половине учебников написан откровенный бред (можно, к примеру, прочитать, что человек, отпрыгивающий от земли, движется под действием силы упругости, созданной реакцией земли, а ведь это абсурд).
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-05 09:44 am (UTC)no subject
Date: 2011-02-04 11:15 am (UTC)с одной стороны - всё вроде бы правдиво и разумно, предостережительно, слегка пафосно, и просто - как для детей. смотришь и думаешь: на телевидении 98% евреев и 2% жидовствующих. нахуя им чтобы я качественный сыр покупал? чо им надо? за всю свою жизнь я ни разу сыром не отравился.
тв, конечно, очень мощный инструмент. попади он в руки хороших людей - мир был бы лучше. когнитивный диссонанс в голове... а этот пост, и вообще, ваше направление мыслей очень и очень доставляет. как это всё-таки красиво и правильно - называть вещи своими именами.
no subject
Date: 2011-02-04 05:40 pm (UTC)no subject
Date: 2011-02-05 09:45 am (UTC)- "смотришь телевизор" и "думаешь" - это так называемые конфликтующие движения.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-04 11:41 am (UTC)no subject
Date: 2011-02-04 12:00 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-04 05:51 pm (UTC)ещё в детстве настораживало почему физику надо учить путём заучивания блаблабла из учебника, а не проведением опытов. никапельки не жалко "образование", а школьные учебники давно коллекцыонирую из любви к чистому идиотизму. (причём в нашей стране они были такими весь двадцатый век спецыально)
no subject
Date: 2011-02-04 07:23 pm (UTC)no subject
Date: 2011-02-04 10:31 pm (UTC)Смотри: современную науку невозможно изложить так сжато и таким юным существам, даже ее основы, которые пригодились бы в быту, чтобы "знать, как устроен телевизор". К тому же, многочисленные и довольно узкие направления современной науки прочно переплелись между собой, так что изолированное изучение митохондрий - дело дохлое. Возможно, оно станет таким даже для цитолога в скором времени. Кстати, чтобы объяснить, как прыгает человек, надо знать кое-что из биомеханики и физики конденсированных сред. Знать немного простых вещей (и излагающихся просто), но откуда...
Теоретически, школа должна давать инструменты, которые позволят познавать мир и изучать науку. Может быть, даже идея одного предмета (природоведения, КСЕ и прочее) может быть снова востребованной. Практически, очень трудно сформулировать, как это реализовать. Научить подростков ставить эксперименты в домашних условиях? Ну да, и они будут десять лет воспроизводить эксперименты Галилея на досуге, пока не придут к его выводам. Научить читать научную литературу, рассказать, как пишутся монографии и делаются открытия (на самом деле, а не в архимедовских легендах)? Это покажется им безумно скучным, никто из учеников даже браться за это не будет. Заниматься тем, что делают в начальной школе в США - "стараться заинтересовать детей в игровой форме, рассказать о сложности окружающего мира..."? Так это точно такое же магическое мышление. В общем, подозреваю, образование будут пытаться менять, причем во многих странах. Но так как никто не знает, что требуется, будут слепо тыкаться в тупики.
no subject
Date: 2011-02-14 07:43 pm (UTC)no subject
Date: 2011-02-05 09:38 am (UTC)- безусловно, и это в лучшем случае - в том, если вообще хоть что-то формируется. достаточно вспомнить школьную физику, которая преподносится как набор бессмысленных формул, которые необходимо зазубрить с единственной целью решения идиотских контрольных задач, путём математических операций с бессмысленными числами непонятно чего. именно так это выглядит для меня, например - при том, что я далеко не девочка с бантиками. тогда как физика - это наука о природе. прежде всего о неживой, но не только. вывод простой - разговаривать с человеком изначально надо паруски, а не на ассемблере. а потом уже видно будет, кому в какую сторону.
но это не всё. дело в том, что рыба. гниёт. с головы. это очевидно. а потому причём тут вообще школьное образование. и почему в таком случае не дошкольное вообще. и где в таком случае голова - в яслях? я считаю, что голова должна быть в другом месте.
no subject
Date: 2011-02-05 12:23 pm (UTC)хотя бы потому, что мне вообще неочевидно наличие у этой "рыбы" головы или задницы.
(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-05 11:35 am (UTC)(на всякий случай, весомые поводы для "истерии" там все-таки есть)
no subject
Date: 2011-02-05 12:22 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2011-02-06 03:53 pm (UTC)no subject
Date: 2011-02-14 07:44 pm (UTC)