Откуда берётся Я
Jul. 26th, 2010 12:09 amЯ уже писал на эту тему давным-давно, в самом начале этого журнала. Недавно напомнилось в комментариях у
ivanov_petrov, так что повторюсь.
Это по поводу всяческих рассуждений о том, из чего "на самом деле состоит Я". Ну там, одни считают, что Я - побочный продукт физиологических процессов в мозге, другие - что это "информация" ну или там "структура" (особенно показательны в этом плане сторонники идеи "загрузки сознания"). Споры с такими людьми бывают полезными, но у меня всегда оставляют ощущение утомлённого недоумения.
Что думаю на этот счёт я (или Я)? Ну, лучше всего сказать, что ничего не думаю. Это конечно необычное ничего-не-думание, активное такое. Можно "просечь" его, почитав Пелевина, или Витгенштейна, или Уилсона. Можно и не "просечь".
Но вот когда-то в журнале "Трамвай" я прочитал потрясающее стихотворение, которое показалось мне великолепной метафорой всех этих "хождений по кругу" и попыток решить этот вопрос. Оказывается, по этому стихотворению был снят замечательный мультфильм.
Втыкайте, друзья:
Если кому лень смотреть мультик, текст стихотворения под катом, вместе с парой комментариев:
Юрий Коваль "Сундук"
Висел замок,
Никто не мог
Открыть замок ключом
На сундуке висел замок
Железным калачом.
А в сундуке
С ключом в руке
Иван Петров сидел
И много лет
На белый свет
Он в дырочку глядел.
То в щелочку,
То в дырочку
На белый свет глядел.
***
И вот подходит к сундуку
Огромнейший медведь.
Иван кричит ему: "Ку-ку!
Попробуй отпереть!"
Сопел медведь,
Пыхтел медведь,
Медведь от пота взмок,
Но отпереть
Не мог медведь,
Не смог медведь замок.
Медведь сопел,
Медведь пыхтел
И в щелочку глядел.
То в дырочку,
То в щелочку,
То в странное отверстьице
Для маленьких жучков.
***
Изящным клювом журавель
Нащупывал секрет.
Тянулась эта канитель
Довольно много лет.
Устал и сдался журавель
И, поднимаясь ввысь,
Услышал голос через щель:
"Не можешь - не берись!
Не суйся в нашу дырочку,
Не суйся в нашу щелочку
И в странное отверстьице
Для маленьких жучков!"
***
Сундуковеды разных стран
Собрались на совет.
Висит замок, сидит Иван,
Ключа второго нет.
Без перерыва на обед
Топтались у замка
Но так и не пролили свет
На тайны сундука
Комиссия по дырочкам,
Коллегия по щелочкам,
Инспектор по отверстьицам
Для маленьких жучков.
***
Тогда продходит к сундуку
Сам автор этих строк.
И, вынув правую рукУ,
Он щупает замок
И строго в дырку говорит:
"Скажи, любезный друг!
Каким путем, причем, с ключом,
Забрался ты в сундук?
Неужто через дырочку,
Неужто через щелочку
И странное отверстьице
Ты с ключиком пролез?"
***
И тут ужасно в сундуке
Иван захохотал.
И приподнялся тут сундук
И сам на ноги встал.
"Друзья, - сказал Иван, - друзья,
Задача нетрудна.
У сундука есть только верх
А вовсе нету дна.
А дырочка
И щелочка
И странное отверстьице
Здесь вовсе ни при чем!"
----------------------
Из комментариев, хотя оно и так очевидно, мне кажется:
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1472142.html?thread=72169614#t72169614
Медведь олицетворяет философский материализм, с лозунгом "мозг выделяет мысль как печень желчь"
Журавль олицетворяет сторонников нейрокибернетики, пытающихся изучать "Тонкое устрйоство" мозга.
Необязательно:
автор этих строк олицетворяет философию, обращающуюся к интроспективному опыту сознания.
отсутствие дна олицетворяет каузальную незамкнутость живой метарии.
Хохот Ивана- см. притчи дзен типа "покажи мне свое сокровенное Я".
Ну и не удержусь, приведу отрывок из Пелевина, который очень в тему, мне кажется:
Это по поводу всяческих рассуждений о том, из чего "на самом деле состоит Я". Ну там, одни считают, что Я - побочный продукт физиологических процессов в мозге, другие - что это "информация" ну или там "структура" (особенно показательны в этом плане сторонники идеи "загрузки сознания"). Споры с такими людьми бывают полезными, но у меня всегда оставляют ощущение утомлённого недоумения.
Что думаю на этот счёт я (или Я)? Ну, лучше всего сказать, что ничего не думаю. Это конечно необычное ничего-не-думание, активное такое. Можно "просечь" его, почитав Пелевина, или Витгенштейна, или Уилсона. Можно и не "просечь".
Но вот когда-то в журнале "Трамвай" я прочитал потрясающее стихотворение, которое показалось мне великолепной метафорой всех этих "хождений по кругу" и попыток решить этот вопрос. Оказывается, по этому стихотворению был снят замечательный мультфильм.
Втыкайте, друзья:
Если кому лень смотреть мультик, текст стихотворения под катом, вместе с парой комментариев:
Юрий Коваль "Сундук"
Висел замок,
Никто не мог
Открыть замок ключом
На сундуке висел замок
Железным калачом.
А в сундуке
С ключом в руке
Иван Петров сидел
И много лет
На белый свет
Он в дырочку глядел.
То в щелочку,
То в дырочку
На белый свет глядел.
***
И вот подходит к сундуку
Огромнейший медведь.
Иван кричит ему: "Ку-ку!
Попробуй отпереть!"
Сопел медведь,
Пыхтел медведь,
Медведь от пота взмок,
Но отпереть
Не мог медведь,
Не смог медведь замок.
Медведь сопел,
Медведь пыхтел
И в щелочку глядел.
То в дырочку,
То в щелочку,
То в странное отверстьице
Для маленьких жучков.
***
Изящным клювом журавель
Нащупывал секрет.
Тянулась эта канитель
Довольно много лет.
Устал и сдался журавель
И, поднимаясь ввысь,
Услышал голос через щель:
"Не можешь - не берись!
Не суйся в нашу дырочку,
Не суйся в нашу щелочку
И в странное отверстьице
Для маленьких жучков!"
***
Сундуковеды разных стран
Собрались на совет.
Висит замок, сидит Иван,
Ключа второго нет.
Без перерыва на обед
Топтались у замка
Но так и не пролили свет
На тайны сундука
Комиссия по дырочкам,
Коллегия по щелочкам,
Инспектор по отверстьицам
Для маленьких жучков.
***
Тогда продходит к сундуку
Сам автор этих строк.
И, вынув правую рукУ,
Он щупает замок
И строго в дырку говорит:
"Скажи, любезный друг!
Каким путем, причем, с ключом,
Забрался ты в сундук?
Неужто через дырочку,
Неужто через щелочку
И странное отверстьице
Ты с ключиком пролез?"
***
И тут ужасно в сундуке
Иван захохотал.
И приподнялся тут сундук
И сам на ноги встал.
"Друзья, - сказал Иван, - друзья,
Задача нетрудна.
У сундука есть только верх
А вовсе нету дна.
А дырочка
И щелочка
И странное отверстьице
Здесь вовсе ни при чем!"
----------------------
Из комментариев, хотя оно и так очевидно, мне кажется:
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1472142.html?thread=72169614#t72169614
Медведь олицетворяет философский материализм, с лозунгом "мозг выделяет мысль как печень желчь"
Журавль олицетворяет сторонников нейрокибернетики, пытающихся изучать "Тонкое устрйоство" мозга.
Необязательно:
автор этих строк олицетворяет философию, обращающуюся к интроспективному опыту сознания.
отсутствие дна олицетворяет каузальную незамкнутость живой метарии.
Хохот Ивана- см. притчи дзен типа "покажи мне свое сокровенное Я".
Ну и не удержусь, приведу отрывок из Пелевина, который очень в тему, мне кажется:
(Виктор Пелевин, "Жизнь Насекомых"
http://pelevin.nov.ru/romans/pe-jisn/11.html)
Он падал спиной вперед, хватаясь руками за рыхлые стены, падал очень долго, но вместо того, чтобы упасть на дно, впал в задумчивость. Время не то исчезло, не то растянулось - все, что он видел, менялось не меняясь, каким-то образом постоянно оказываясь новым, а его пальцы все пытались уцепиться за тот же самый участок стены, что и в начале падения. Как и вчера, он чувствовал, что смотрит на что-то странное, что-то такое, на что не смотрел никогда в жизни и вместе с тем смотрел всегда. Когда он попытался понять, что он видит, и найти в своей памяти нечто похожее, ему вспомнился обрывок виденного по телевизору фильма, где несколько ученых в белых халатах были заняты очень странным делом; вырезали из картона круги с небольшими выступами и насаживали их на сверкающий металлический штырь, словно чеки в магазине, картонные круги становились все меньше и меньше, и в конце концов на штыре оказалась человеческая голова, составленная из тонких листов картона, ее обмазали синим пластилином, и на этом фильм кончился.
То, что видел Митя, больше всего напоминало эти картонные круги: последним, самым верхним кругом был испуг от падения в колодец, предпоследним - опасение, что колючая ветка куста хлестнет по глазам, до этого была досада, что так быстро исчез приснившийся мир, где на длинной травинке беседовали два красных жука, еще раньше - страх перед летучей мышью, наслаждение полетом над залитыми луной камнями, озадаченность непонятным вопросом Димы, тоска от стука доминошных костей над пустой набережной и от того, главным образом, что в собственной голове сразу стала видна компания внутренних доминошников, и так - ниже и ниже,
за один миг - сквозь всю жизнь, сквозь все сплющившиеся и затвердевшие чувства, которые он когда-либо испытал.
Сначала Митя решил, что видит самого себя, но сразу же понял: все находящееся в колодце на самом деле не имеет к нему никакого отношения. Он не был этим колодцем, он был тем, кто падал в него, одновременно оставаясь на месте. Может быть, он был пластилином, скрепляющим тончайшие слои наложенных друг на друга чувств. Но главное другое. Пройдя сквозь бесчисленные снимки жизни к точке рождения, оказавшись в ней и заглянув еще глубже, чтобы увидеть начало, он понял, что смотрит в бесконечность.
У колодца не существовало дна. Никакого начала никогда не существовало.
no subject
Date: 2010-07-25 08:37 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-25 09:06 pm (UTC)- лучше всего сказать, что ничего не думаю
- не самый научный из подходов, следует отметить. как субьективный взгляд это подойдёт - но такого же примерно рода субьективные взгляды гуманитариев на матан (продолжая извечную тему)) )
no subject
Date: 2010-07-25 09:11 pm (UTC)я когда поссать иду тоже о науке не думаю, и слава богу.
потому что гуманитарная))
Date: 2010-07-25 09:51 pm (UTC)Re: потому что гуманитарная))
Date: 2010-07-25 10:00 pm (UTC)Я - это не предмет, вот о чём речь. То есть изучать-то можно, но если что-то можно изучать, то это как бы и не "Я". Нечего там описывать, тем более "объективно". Нет предмета научного изучения.
Re: потому что гуманитарная))
Date: 2010-07-25 11:10 pm (UTC)- хыхы)) ну прости (с)
- Я - это не предмет, вот о чём речь.
- речь о том, что здесь и лежит "противоречие" между технической наукой и гуманитарной. а на самом деле его нет, противоречия, просто предмет разный.
- Нечего там описывать, тем более "объективно"
- и тем не менее оно в процессе описания, всегда было и будет, и есть некоторые результаты. так не бывает, что кто-то пришёл и решил - тут нечего описывать. если нечего описывать, то и вопрос не встаёт.
ну и потом, "что такое Я", "можно ли изучать себя", итд - это всё же сугубо философские вопросы, хочешь обижайся, хочешь нет))
ну и самое главное, мы будто бы уже обсудили это однажды, но можно и повторить: дело в том, что мы, например, обменялись мнениями, или ещё лучше сказать точками зрения. то есть в этом нет ничего смертельного, даже если кто-то с кем-то не согласен (о ужас!).
Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:Re: потому что гуманитарная))
From:no subject
Date: 2010-07-25 09:08 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-25 09:41 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-25 09:58 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-25 10:04 pm (UTC)Не могу не процитировать
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-25 10:31 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-25 10:38 pm (UTC)А вот деятельность его да, можно изучать и использовать. Только, и правда, эта деятельность для окружающих уж больно быстро заканчивается, увы.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2010-07-26 05:23 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2010-07-26 06:18 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2010-07-26 06:57 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-25 10:01 pm (UTC)ЗЫ Про тему Я занятно пишут в синергетических статьях и еще местами у В. Налимова.
no subject
Date: 2010-07-25 10:10 pm (UTC)Ну я - счастливое исключение)))
Журнал гениальнейший, тем не менее, архив рекомендую всем скачать. Вот это тоже адово например: http://ibsorath.livejournal.com/1307.html
Да, а Налимов интересный дядя, спору нет.
no subject
Date: 2010-07-25 11:01 pm (UTC)Про структуру "Я" лучше всего написано у буддистов (сказал буддист я). Пойду почитаю беседу и Иванова Петрова.
no subject
Date: 2010-07-26 12:13 pm (UTC)Кстати, у идеалистов можно вызывать беспокойство рассуждениями на тему теоретической возможности предсказать волевые проявления и вообще любого "влезания во внутренний мир". Типа такого: человек достает из конверта листок бумаги, а там написано "перед тем, как достать из конверта листок бумаги, вы почесали затылок и подумали: а вдруг и правда..." Или типа той серии известного медицинского сериала с неправославными актерами, где смотрели сны пациента через томограф.
no subject
Date: 2010-07-26 12:20 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-26 01:02 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-26 03:36 pm (UTC)Про Трамвай подтверждаю.
no subject
Date: 2010-07-26 04:34 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-26 07:36 pm (UTC)Никогда бы не подумала, что можно делать на его основе такие вот интересные умозаключения, как в комментах - здорово!